Школьный музей, как центр поисковой и краеведческой деятельности.

Тип статьи:
Авторская

Меры, направленные на развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма по историческим местам ВОВ 1941-1945годов.

Цель: актуализация исторической памяти у молодежи для развития самосознания и переоценки роли малой Родины в истории страны.

Задачи:

Обучающие: Изучение истории родной школы и родного края в целом, овладение формами и приёмами учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: Формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения, развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие интереса к историческому наследию родного края. Воспитание патриотических чувств, основанных на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути родного народа.

Развивающие: Развитие потребностей к самостоятельному получению знаний. Привитие устойчивого интереса к исследовательской работе в ходе изучения родного края, школы. Продолжение поисковой работы с целью нахождения экспонатов для школьного музея.

Оздоровительные: организация активного отдыха учащихся, развитие их физических качеств.

Школа – это одна из сложнейших социальных систем. Любая школа, организуя учебно-воспитательное пространство, ориентируется на Закон «Об образовании», на нормативно-правовые документы федерального и регионального значения. Между тем, каждую школу отличают свои ценностные ориентиры, свои направления работы. Патриотическое воспитание учащихся – один из ценностных ориентиров нашей школы.

Тема патриотизма – актуальнейшая тема для нашей страны. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на воспитание патриотизма, чувства долга перед Отечеством, ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поисковая и краеведческая деятельность в нашем школьном музее формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к историческому прошлому, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.

Делегации нашей школы принимают активное участие в слете кадетских классов в Белоруссии, кадетской смены «За честь Отчизны», международных слётах кадет России и Ближнего Зарубежья «Кадетское содружество» в Санкт – Петербурге, в Анапе, посвященного 70-летию окончания битвы за Кавказ.

Участники слета посетили экскурсии по городу-герою Минск, посетили Музей Великой Отечественной войны, мемориальный комплекс «Курган Славы», историко – культурный комплекс – «Линия Сталина», являлись участниками линейки памяти, посвященной 75-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Самым скорбным было посещение мемориала Хатынь, где в годы ВОв, нацистами была уничтожена целая деревня. А мемориал в городе – герое Брест, затронул душу каждого кадета, знакомясь с документами, читая нацарапанные на стенах крепости последние слова героев – защитников, каждый задумался о святых для каждого словах – Родина, жизнь, честь.

В рамках Слёта в городе Санкт – Петербург, состоялась экскурсия в Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации; торжественное мероприятие с посещением Пискарёвского мемориала.

В городе – герое Новороссийск, посетили Малую землю, обелиски и памятники города, посещение крейсера «Михаил Кутузов». Во время слета кадеты посетили город воинской славы Анапу, музей боевой техники в городе Темрюк.

С особым трепетом ребята относятся к своему знамени, подаренным выпускниками 1941 года ученикам школы в год 30-летия Победы на торжественной линейке в родной школе.

Наша малая Родина является кладезем историко-культурного наследия, касающегося роли наших земляков в событиях Великой Отечественной Войны. Но вместе с тем, все чаще ребята предпочитают слушать о других, более интересных, на их взгляд, событиях войны 1941 – 1945 года, как это было на кадетских слетах, упуская значение своей малой Родины.

Вместе с тем появилась актуальность в сохранении и популяризации историко-культурного наследия, ведь история – неотъемлемая часть человеческой жизни. Историю вершат люди, она дает нам уроки, которые помогают жить в настоящем и строить светлое будущее.

Школа как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, переносные экспозиции, выставки, электронные презентации и др.) по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить.

«Специфической особенностью большинства школьных музеев является краеведческий характер». Поиск местного краеведческого материала является самой увлекательной частью работы музея. Работа в библиотеке, переписка с архивами, военкоматами, изучение периодической печати, путешествие по родному краю, знакомство с вещевыми, изобразительными объектами наследия – один из путей сбора историко-краеведческого материала.

Краеведческой работе в Козьмодемьянской школе № 1 всегда уделялось особое внимание. Учащимися нашего учебного заведения собран богатейший материал по истории школы, выпускникам школы – участникам Великой Отечественной войны, выпускникам школы, добившимся всеобщей известности.

Усилиями учащихся собран богатый материал общественных памятников истории и культуры марийского народа, вещественных памятников Великой Отечественной войны. Собранный материал оказался настолько обширен, что за отсутствием условий хранений был передан в Козьмодемьянский краеведческий музей им. А.В. Григорьева.

Одно из направлений краеведческой работы, которому в нашей школе всегда уделялось особое внимание – сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны. Патриотическое воспитание здесь, как нигде, тесно связано с процессом становления исторического мышления.

Другими вариантами краеведческой работы в родном городе являются встречи краеведами, ветеранами, участниками патриотических обществ и т. д.

Сбор информации и экспонатов по истории малой Родины помогает учащимся лучше осмыслить прошлое, наглядно увидеть происшедшие перемены. Это в свою очередь способствует сближению методов обучения с методами научного познания. Сбор, обработка, всестороннее изучение и экспонирование материалов развивают у школьников умения и навыки самостоятельной работы, помогают развитию их познавательных способностей, приобщают их к поисковой работе. Беседы с участниками войны, чтение писем с фронта и воспоминаний участников боев, наряду с рассказом и пояснением учителя, накладывают на учащихся особый отпечаток. По просьбе ветеранов, ученики активно участвовали и в реставрации школьного «Обелиска памяти» учащимся и учителям школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, который впервые был открыт в 1965 году.

Сто одна фамилия учителей и выпускников школы составляет скорбный список погибших в боях за Родину.

Среди направлений краеведческой работы школы особо актуальными следует выделить два направления: родной край и школа.

Мы считаем, как каждый человек должен знать историю своей Родины, так и каждый школьник должен знать историю своей школы.

В настоящее время возросинтереск краеведению, истории малой родины, к истории родной семьи, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: историко – краеведческом, природно – географическом, культурном[1].

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к своей малой Родине: Республике Марий Эл, городу Козьмодемьянску и своей школе.

Обращают на себя внимание Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации «О деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений» по вопросу о стратегической задаче музея, как института социальной памяти, заключающейся в сохранении для современников и потомков подлинников, первоисточников или их копий, представляющих историческую, художественную или иную ценность.

Внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков.

Другим важным направлением краеведческой работы является история школы.Каждый человек проходит через школу, которая в определенной степени становится хранилищем памяти о людях, учившихся и работавших в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи.И никто кроме учителей и учеников полноценную ее летопись составить не сможет. В 2020 году, к 115 летию нашей школы ведется работа по пополнению музея экспозициями, посвященными истории нашей школы.

В фондах музея собрано много сведений и материалов в этом направлении:

— изображение школы в разные годы ее существования (фотографии, рисунки, планы и др); фотографиивсех директоров, учителей и учеников с первых лет существования школы; атрибуты школьной жизни разного времени ( чернильницы, учебники, ручки, школьная форма, первые кинопроекторы, проигрыватели и т.п.); свидетельства школьной жизни как процесса, своеобразная летопись образования: рукописные альбомы по истории пионерской организации, юннатского движения, экологического направления и т.д.; детские сочинения, творческие работы.

Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Внеурочная и урочная деятельность на базе музея раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, а также вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

Результатами краеведческой работы нашего музея станут написания интересных работ и проектов, посвященных истории города, жизни и достижениям земляков. Исследовательские работы о военном и трудовом подвиге горожан. Именно эти исследования и материалы работ пополнят экспозиции и стенды нашего музея. Таким образом, школьный музей является центром гражданского и патриотического воспитания детей и подростков.

Список использованной литературы

1. Изучаем свой край. Составитель В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. Киров, 1979;

2. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно — правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

3. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.

Интернет-источники

1. Яхно Ю.Б.. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.

Методическое пособие предназначено для директоров школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и организаторов школьных музеев. http://www.den-za-dnem.ru

2. Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 № 06–11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений. https://sch183.mskobr.ru/files/metodicheskie_rekomendacii.pdf



[1] Яхно Ю.Б.. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.

Методическое пособие предназначено для директоров школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и организаторов школьных музеев.

www.den-za-dnem.ru

Нет комментариев. Ваш будет первым!