Экономическое развитие России во второй половине XVIII века (7 класс)

Тип статьи:
Авторская

План — конспект

Тема урока: «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века».
Тип урока: интегрированный.

Образовательные цели:

1. На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся, что в России начал развиваться процесс разложения феодально – крепостнической системы.

2. На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIIIвека.

3. Выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы.

Развивающие цели:

1. Развивать умения учащихся работать со статистическими данными, картой, историческими документами

2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы;
Воспитательная цель:

На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.

Оборудование урока:
Учебник.

Понятия и термины: товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, экономика, мануфактура, крестьяне-отходники, денежный оброк, барщина, месячина.

Личность в истории: Г.Г. Орлов, Р.И. Воронцов, Даламбер.

Даты:1765 г. учреждено «Вольное экономическое общество».

Формы урока: комбинированный

Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, наглядный, коммуникативный, исследовательский.

План урока:

1. Оргмомент – 2 мин

2. Тест по вопросам обобщающего повторения – 7 мин

3. Изучение нового материала — 30 мин

4. Закрепление пройденного материала – 5 мин

5. Задание на дом – 1 мин.


1. Оргмомент – 2 мин

Проверка наличия учащихся, проверка наличия учебных принадлежностей к уроку.

2. Тест по вопросам обобщающего повторения – 7 мин.

3. Изучение нового материала — 30 мин

План урока:

  • Начало разложения феодально-крепостнической системы.
  • Вольное экономическое общество.
  • Сельское хозяйство.
  • Промышленность.
  • Торговля.
  • Финансы.
  • Итоги развития.
  • Начало разложения феодально-крепостнической системы.

Задание ученикам: открыть учебник на с. 154 §26 учебника. Выписать в тетрадь факты, свидетельствующие о начале разложения феодально-крепостнической системы.

Должны выписать:

Во-первых, оказалась утраченной натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств. Все чаще производимые в них продукты не потреблялись самими производителями, а вывозились на продажу.

Во-вторых, появлялись ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде.

В-третьих, сохранявшиеся крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права.

В-четвертых, усилилось ограбление крестьянства помещиками и государством.

В-пятых, разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство, являвшееся основой экономической системы страны. Значительно увеличилось число разорившихся крестьянских хозяйств.

Далее совместно с учениками разбирается сущность отмеченных в тетради явлений в экономике.

Учитель: как вы думаете: почему идет процесс разрушения натурального хозяйства, почему и помещики и крестьяне все больше стали использовать элементы товарного хозяйства?

Ожидаемый ответ: еще в 17 веке в России начал складываться всероссийский рынок, шел процесс специализации районов. Люди стали понимать, что это повышает эффективность их хозяйств, повышает уровень их жизни.

Учитель:как вы думаете: какими чертами характера были наделены помещики, которые специализировали свои хозяйства, начинали активно использовать в них наемный труд?

Ожидаемый ответ: это были наиболее грамотные во всех отношениях люди. Они знакомились с опытом западноевропейских стран, изучали его. Это были смелые люди, не боявшиеся риска, ответственности и проч. Это были люди, носители прогрессав жизни нашей страны.

Учитель:как вы думаете: почему крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. О каких новых формах труда идет речь?

Ожидаемый ответ: речь идет о наемном труде. Такой труд не мог развиваться в нашей стране в то время потому, что основная масса крестьян находилась в крепостной зависимости.

Все это говорило о том, что если не принять мер к обновлению основ экономической жизни, то крепостническую систему ждет крах.

Понимала это и власть, стремившаяся поправить положение дел за счет освоения новых земель и использования передового опыта ведения хозяйства.

  • Вольное экономическое общество.
  • 1 группа. Сельское хозяйство. Стр.187.
  • 2 группа. Промышленность. Стр.188.
  • 3 группа. Торговля. Стр.188.
  • Финансы.
  • Итоги развития экономики.

Информация учителя по данному вопросу. В 1765 году ближайшие к императрице сановники Г. Г. Орлов и Р. И. Воронцов выступили учредителями Вольного экономического общества.

Создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.

Важно отметить, что Екатериной II впервые в истории страны был объявлен конкурс на лучшую экономическую теорию по улучшению экономики России. Победителем конкурса стал француз де Ламбей, который доказывал, что самым главным условием успешного развития экономики России является отмена крепостного права.

Работа по группам.

Несмотря на начало разложения феодально-крепостнической системы, сельское хозяйство страны в 60—90-х годах развивалось довольно успешно. Но это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье. Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы (Новороссию), от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин земли в этих плодородных местах. Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любые желающие, кроме крепостных крестьян. В результате к концу царствования Екатерины II Новороссия стала в большом количестве не просто производить, но и вывозить за границу хлеб.

Новые земли осваивались в Поволжье, на Урале и в Сибири крестьянами-переселенцами. Местные жители этих частей страны, традиционно занимавшиеся кочевым скотоводством, переходили к земледелию.

Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры. Все большее значение постепенно приобретали картофель и подсолнечник.

Развитие промышленности, основой которой было мануфактурное производство, шло более высокими темпами. Это объяснялось, с одной стороны, непрекращающимися войнами, требовавшими производства в огромных количествах сукна для нужд армии и флота, парусины для строящихся судов, металла для пушек, а с другой — заинтересованностью зарубежных потребителей в дешевых русских товарах (металле и парусине, сале и пеньке). Все это объясняло быстрый рост численности мануфактур в России. Если в начале XVIII века их насчитывалось 30, в 1725 году — 200, в 1750 году — 600, то к концу столетия — уже 1200.

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.

Еще больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения.

Усилился товарообмен между городом и деревней. Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде.

Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. В Северную столицу ежегодно доставлялось более 11 миллионов пудов зерна. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири. Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка, на которую три раза в год свозились товары изо всей России, Западной Европы и Турции. Главным центром торговли между русскими и украинскими купцами стала Коренная ярмарка под Курском.

Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др. Главным экспортным товаром был металл. Если в начале царствования Екатерины его вывоз составлял 800 тысяч пудов в год, то уже к началу 80-х годов он составил почти 4 миллиона пудов.

По мере освоения Северного Причерноморья быстрыми темпами рос вывоз зерна в Европу. Зерно стало одним из главных экспортных товаров России более чем на сто лет.

Вместе с тем внешняя торговля велась в основном при посредничестве иностранных купцов, которые впервые после Петра I стали проникать и на внутренние рынки России.

Беспрерывные войны, которые велись в царствование Екатерины, требовали колоссальных материальных затрат. Это приводило к росту налогов, которыми облагали главным образом крестьян. За время правления Екатерины население страны увеличилось вдвое, а доходы казны — в четыре раза.

После реформы местного управления 1775 года и резко выросшего аппарата управления расходы на содержание государственного аппарата в центре и на местах увеличились с 22 до 50% всех расходов бюджета. Еще 40% уходило на содержание армии и флота. Денег катастрофически не хватало. Это вынудило Екатерину впервые прибегнуть к внешним займам, выданным под большие проценты голландскими, а затем и генуэзскими купцами.

С начала войны с Турцией в 1768 году Екатерина объявила о создании ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег. Вскоре бумажный рубль стоил уже на 40% меньше, чем серебряный.

Это, в свою очередь, вызвало увеличение помещичьего оброка за годы царствования Екатерины втрое.

Таким образом, за годы царствования Екатерины II в социально-экономическом развитии России наблюдались два противоречивых процесса.

С одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.

С другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Bce это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.

4. Закрепление пройденного материала – 5 мин.

1. В чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы?

2. С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?

3. Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально-крепостнической системы?

4. Как вы можете объяснить успехи мануфактурного производства?

5. Какие новые черты в торговле появились во второй половине XVIII века?

Задание на дом:

§26, задания и документы в конце параграфа.

Литература:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI — XVIII век. Учебник. 7 класс. – М.: Просвещение 2012. – 240 с.

2. История России, конец XVI — XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2015. — 128 с.

3. Большая Советская энциклопедия. Москва, 1979 – 2001.

Нет комментариев. Ваш будет первым!