Структура и решаемость заданий КИМов ЕГЭ по обществознанию
Экзаменационная работа 2014 г. по обществознанию включала, как и ранее, три части, различающиеся по содержанию, уровню сложности и числу заданий. В каждом варианте КИМ задания С1–С8 представляют любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).
Часть 1 содержала 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных; часть 2 – 8 заданий с кратким ответом; часть 3 содержала 9 заданий с развернутым ответом (ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме; задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки).
Четыре задания части 3 (С1–С4) объединены в составное задание с фрагментом текста.
Изменения в КИМ 2015 года по сравнению с КИМ 2014 года.
Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.Оптимизирована структура экзаменационной работы:
- каждом из пяти содержательных блоков-модулей сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
- задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленные на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (по типу бывших В4 и В7);
- за счёт изменения структуры каждого и пяти содержательных блоков-модулей в каждом варианте КИМ блок заданий, напрвленных на проверку на проверку определённых умений (бьывшие В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7);
- под номером 21 введено задание, проеверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.
В результате общее количество заданий работы сократилось на 1 задание (37 вместо 36).
Изменен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).
Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1, 2, 5-7, 10, 13, 14, 17, 18, 23: в КИМ 2015г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
Усовершенствованы критерии оценивания заданий 32 (бывшие с5), 35 (бывшее С8), 36 (бывшее С9).
Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.
Часть первая
Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом:
- задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
- задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;
- задание на уcтановление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
- задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений
- задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания 1-20 представляют пять тематических блоков-модулей: человек и общество, включая познание и духовную культуру, экономика, социальные отношения, политика, право.
Задание 21 на знание Конституции РФ.
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
6) пользование родным языком.
Задания: 4,9,12,16,20, завершающие каждый тематический блок и выделенная позиция 21 – знание Конституции РФ: основ Конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Задания повышенного уровня сложности и оцениваются 2 баллами в случае полного правильного ответа, при наличии одной ошибки – 1 баллом, при наличии двух ошибок – 0 баллов.
Исключение — задание 12 по социологии. Это задание базового уровня сложности и оценивается 1 баллом.
Часть вторая.
Задания 28-36 представляют базовые науки формирующие курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).
Задания 28-36 предполагают умение анализировать текст. Задания 28 и 29 напрвлены преимущественно на выявление умения находить и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 28), а также применять её в заданном контексте (задание 29).
Задание 30 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.
Задание 31 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание 33 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Или:
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.
Задание-задача 34 требует анализа представленной информации; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.
В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни нашла отражение в этих правовых установлениях?
Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами?
Укажите любые три критерия стратификации современного общества.
Задание 36 предполагает написание эссе или мини-сочинения. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Они могут носить афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с каким-либо разделом обществознания, но ученик вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.
Для получения максимального количества баллов необходимо:
- раскрыватьсмыславторского суждения;
- привлечь теоретические положения общественных наук;
- самостоятельно формулировать и конкретизировать не менее чем двумя примерами из разных источников свои рассуждения, делать выводы.
Распределение заданий по частям работы
Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Провент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 62 | Тип заданий |
---|---|---|---|---|
Часть 1 | 27 | 35 | 56,5 | кратким ответом |
Часть 2 | 9 | 27 | 43,5 | С развернутым ответом |
Итого | 36 | 62 | 100 |