Структура и решаемость заданий КИМов ЕГЭ по обществознанию

Тип статьи:
Авторская

Экзаменационная работа 2014 г. по обществознанию включала, как и ранее, три части, различающиеся по содержанию, уровню сложности и числу заданий. В каждом варианте КИМ задания С1–С8 представляют любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).

Часть 1 содержала 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных; часть 2 – 8 заданий с кратким ответом; часть 3 содержала 9 заданий с развернутым ответом (ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме; задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки).

Четыре задания части 3 (С1–С4) объединены в составное задание с фрагментом текста.

Изменения в КИМ 2015 года по сравнению с КИМ 2014 года.

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.Оптимизирована структура экзаменационной работы:

  • каждом из пяти содержательных блоков-модулей сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленные на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (по типу бывших В4 и В7);
  • за счёт изменения структуры каждого и пяти содержательных блоков-модулей в каждом варианте КИМ блок заданий, напрвленных на проверку на проверку определённых умений (бьывшие В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7);
  • под номером 21 введено задание, проеверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

В результате общее количество заданий работы сократилось на 1 задание (37 вместо 36).

Изменен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).

Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1, 2, 5-7, 10, 13, 14, 17, 18, 23: в КИМ 2015г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.

Усовершенствованы критерии оценивания заданий 32 (бывшие с5), 35 (бывшее С8), 36 (бывшее С9).

Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

Часть первая

Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;
  • задание на уcтановление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
  • задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений
  • задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Задания 1-20 представляют пять тематических блоков-модулей: человек и общество, включая познание и духовную культуру, экономика, социальные отношения, политика, право.

Задание 21 на знание Конституции РФ.

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком.

Задания: 4,9,12,16,20, завершающие каждый тематический блок и выделенная позиция 21 – знание Конституции РФ: основ Конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Задания повышенного уровня сложности и оцениваются 2 баллами в случае полного правильного ответа, при наличии одной ошибки – 1 баллом, при наличии двух ошибок – 0 баллов.

Исключение — задание 12 по социологии. Это задание базового уровня сложности и оценивается 1 баллом.

Часть вторая.

Задания 28-36 представляют базовые науки формирующие курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Задания 28-36 предполагают умение анализировать текст. Задания 28 и 29 напрвлены преимущественно на выявление умения находить и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 28), а также применять её в заданном контексте (задание 29).

Задание 30 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.

Задание 31 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Задание 33 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Или:

Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.

Задание-задача 34 требует анализа представленной информации; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.

В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни нашла отражение в этих правовых установлениях?

Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами?

Укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Задание 36 предполагает написание эссе или мини-сочинения. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Они могут носить афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с каким-либо разделом обществознания, но ученик вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Для получения максимального количества баллов необходимо:

  • раскрыватьсмыславторского суждения;
  • привлечь теоретические положения общественных наук;
  • самостоятельно формулировать и конкретизировать не менее чем двумя примерами из разных источников свои рассуждения, делать выводы.
Распределение заданий по частям работы
Часть работы Количество заданий Максимальный первичный балл Провент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 62 Тип заданий
Часть 1 27 35 56,5 кратким ответом
Часть 2 9 27 43,5 С развернутым ответом
Итого 36 62 100
Нет комментариев. Ваш будет первым!